Меловые карьеры под Волковыском — причина раздора между туристами и работниками «Красносельстройматериалы», которые голубыми озерами заведуют. Первые хотят отдыхать, купаться и делать красивые фотографии на фоне бирюзовой воды. Вторые год от года ищут способы запретить посторонним присутствовать на территории предприятия. И, похоже, им это удалось.

Holiday.by посещал «белорусские Мальдивы» прошлым летом, туристов было столько, что мы с трудом нашли место для парковки. Казалось, что ни запрещающее знаки, ни угроза эвакуации автомобиля не способны остановить белоруса.

А в мае до Минска долетели новости о том, что асфальтированную дорогу раздробили, меры контроля ужесточили, и теперь никто не попадет на карьеры. В первые выходные июня, которые выдались на удивление жаркими, Holiday.by посетил антропогенное чудо Беларуси и понял, что дошли до столицы не все новости.

Автомобилей и туристов действительно нет, картина сильно контрастирует с тем, что было здесь же год назад. На въезде и выезде стоит милиция, на дорогу до карьеров пускают только по пропускам.

Фото 2014 года
Фото 2014 года
Фото 2015 года
Фото 2015 года

Новые меловые карьеры принадлежат предприятию «Красносельскстройматерталы», которое производит цемент. Для добычи сырья завод выкапывает карьеры глубиной от 15 до 30 метров, которые спустя три — пять лет заполняются водой. Территория, на которой эти "линзы" находятся, считается промышленной, между карьерами постоянно ездят БелАЗы до верху наполненные песком и мелом.

Примерно пять лет назад в интернете появились первые снимки с карьеров, тогда же и началось массовое паломничество туристов в городской поселок Красносельский. Обрывистые берега и бирюзовая вода выглядят космически. Люди приезжали на карьеры с палатками на несколько дней или просто спали под открытым небом. Чем больше становилось туристов, тем острее перед предприятием стоял вопрос о том, как ограничить доступ на карьеры.

Во-первых, автомобили белорусов мешали работе техники, во вторых, в карьерах тонули люди, а ответственность за это приписывали цементному заводу.

В прошлом году сотрудников предприятия обязали патрулировать район карьеров и уговаривать туристов покинуть территорию. 

— Не приезжайте и ничего о нас не пишите, — ответил Holiday.by заместитель генерального директора по идеологической работе и социальным вопросам «Красносельскстройматериалы» Геннадий Найдюк на вопрос о том, что поменялось за год. Однако спустя несколько минут смягчился и начал рассказывать:

— Значительная площадь карьеров не позволяет огородить их по всему периметру. В нынешнем году для охраны правопорядка на их территории привлекаются работники милиции. Мы поставили предупреждающие знаки и щиты, а существующие подъезды перекрыли бетонными блоками. Предприятием закуплен эвакуатор, с помощью которого автомобили, препятствующие нормальной работе большегрузной карьерной техники, будут эвакуироваться на штрафную стоянку.

Действительно, щиты и запрещающие знаки выросли с геометрической прогрессией. Теперь они стоят буквально через каждые сто метров.

В местах, где раньше были импровизированные подъезды, лежат бетонные блоки и горы песка. Для дополнительного устрашения на некоторых карьерах были выкопаны рвы.

Людей и машин практически нет. Тех смельчаков, которым удалось заехать, ищут дежурные по территории:

— Смотрим, что стоит машина, идем на карьер искать людей. Вежливо просим покинуть территорию, объясняем, что здесь опасно: оползни, глубина и вода сомнительная. Если отказываются уезжать, то вызываем милицию, — рассказал дежурный.

Хозяев автомобиля нашли и попросили покинуть территорию
Хозяев автомобиля нашли и попросили покинуть территорию

Милиция стоит на въезде и выезде не постоянно, иногда они уезжают на вызов или курсировать территорию, в это время машины и могут заехать.

Спустя полчаса исследования карьеров мы нашли разрушенную асфальтовую дорогу, фотографии которой были опубликованы на сайте районного СМИ в мае и вызвали возмущение тех, кто на отечественные Мальдивы собирался. По снимкам сложилось впечатление, что предприятие перерыло все дороги.

Оказалось же, что раздробили покрытие лишь в трех местах: на двух подъездах к воде (по 50 метров) и на старой технической дороге.

— Те фотографии, что вы видели — старая объездная дорога, которую мы просто больше не используем, — разъяснил заместитель гендиректора по идеологической работе «Красносельскстройматериалы».

Сильно изменились и сами карьеры. Предприятие стало реже убирать промышленную дорогу из-за чего трава и деревья покрыты белой стружкой больше прошлогоднего. Мел ощущается при каждом вздохе, кожа быстро закупоривается. Проезжающие БелАЗы поднимают клубы мела в воздух, ухудшая обстановку.

Во-вторых из-за рекультивации (сглаживания берегов) вода в карьерах изменилась с насыщенного бирюзового на зеленый. Берега стали окончательно непригодны для отдыха.

Фото 2014 год
Фото 2014 год
Фото 2015 год
Фото 2015 год

Подъезжаем к последнему карьеру, который назвали «Гранд Каньон», и встречаем дежурную машину милиции.

— За два часа, что мы тут стоим, развернули пять автомобилей, - рассказал сотрудник милиции

— И нормально люди реагируют?

— Да, вполне. Объясняем, что это промышленный объект, за нахождение на котором предусмотрен штраф в размере от 30 до 50 базовых величин.

— Выписывали такой кому-нибудь?

— Нет ещё, максимум вызывали эвакуатор и забирали автомобиль, если не удавалось найти хозяина на территории. Выписывали предупреждения и штрафы от 3 до 5 базовых величин. Вообще в этом году людей меньше. В прошлом по 100 машин за выходные могли эвакуировать.

Карьер №14 или
Карьер №14 или "Гранд Каньон"

Старые карьеры, о которых мало кто знает

На другом конце городского поселка Красносельский расположены ещё одни карьеры с бирюзовой водой. Выкопаны они были более 50 лет назад и цементному заводу уже не принадлежат. Поэтому за купание на старых карьерах никто не гоняет и штрафы не выписывает.

Расположены они рядом с автобазой. Отдыхают здесь в основном местные жители. Глубина карьера достигает 30 метров, спуск в воду очень резкий. Дно усыпано кремнием, что чревато порезами. 

— Только вы не пишите, что здесь купаться нельзя. Все можно, мы же плаваем, — сказал татуированный белорус, вытирая кровь с колена, рассечённого кремнием.

На берегу и в воде разбросаны пластиковые бутылки и пакеты, которые нерадивые отдыхающие ленятся забрать с собой. Каждый месяц волонтеры собирают у старых карьеров по несколько мешков мусора. Проходит 30 дней, и все заново, пивные бутылки возвращаются.

Глиняный карьер и оборудованный пляж

Если вы приехали посмотреть на карьеры, но так и не решились искупаться, хотя очень хочется, то поезжайте на местный пляж. Находится он в одной минуте от старых карьеров. Здесь в прошлом году была оборудована территория, а для комфортного спуска в воду был подсыпан песочек.

Местное оборудованное водохранилище — бывший глиняный карьер. Вода здесь традиционного цвета, пригодна для купания и самое главное — на дне нет опасного кремния.

 Также по теме: 

Безопасен ли отдых на «белорусских Мальдивах»? Новый проект Holiday.by «С места в карьер»

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах