Вот положа руку на сердце, давайте ответим на вопрос: что мы знаем о Лепеле? Мини-опрос в одной из социальных сетей показал, что у кого-то этот край ассоциируется с БТР, который установлен где-то в этом городе, с озерами и чистым воздухом, со вкусным мороженым, с психиатрической больницей (и она там есть!), кто-то уверен, что это поселок где-то в белорусской глубинке… На всякий случай отметим, что Лепель – это районный центр с населением в почти 18 тысяч человек. 

Так вот, теперь в этот довольно разношерстный ассоциативный ряд можно добавить Лепельского Цмока! Именно это мифическое существо станет символом Лепельщины – мини-проект по созданию туристического бренда района получил финансовую поддержку специальной программы ЕС «Вода, природа и люди в исчезающем ландшафте: развитие устойчивого сельского туризма в России и Беларуси». 

Цмок и Лепель… Почему? Где связь? Ее стоит искать в романе прекрасного белорусского писателя Владимира Короткевича «Хрыстос прызямліўся ў Гародні». Именно в нем указывается, что последний белорусский цмок обитал в Лепельском озере. Если брать источники поавторитетнее, то тут на помощь придут научные работы белорусского этнографа Николая Никифоровского или исследователя культуры славянских народов Александра Афанасьева. А еще польская и белорусская мифология. К тому же единственное в Европе озеро Дракона находится именно в Лепельском районе. А Дракон, как все знают, ближайший родственник Цмока. 

Однако за «волшебный пендель» в сторону креативной идеи лепельским властям стоит благодарить все же Владимира Короткевича. Даже за основу образа Цмока, скульптура которого будет установлена в Лепеле в сентябре, на День города, взято литературное описание из романа Владимира Короткевича: чудище с тюленьим туловищем и головой не то змеи, не то лани.

После того, как проект бренда был вынесен на обсуждение, лепельское общество раскололось на два лагеря. Забурлили настоящие страсти! Одна часть возмущенно протестовала против «засилья язычества» на лепельской земле, вторая ратовала за то, что, наконец-таки, у Лепельщины появится символ, способный привлекать в регион туристов, а вместе с ними и деньги. Напомним, приблизительно такая же ситуация произошла и при обсуждении идеи «цмок – альтернативный туристический символ Беларуси», которую год назад предложила гражданская кампания «Будзьма беларусамі!».

Как бы там ни было, вопрос с местным лохнесским чудовищем уже решен: готовый макет руки скульптора Льва Аганова готов и прибыл в Лепель, все необходимые документы на установку скульптуры литературного персонажа согласованы в Министерстве культуры. Выглядит макет вот так:

Вскоре работа по продвижению бренда Лепельщины пойдет полным ходом – ремесленники начнут изготавливать сувениры с новой символикой, к этому процессу подключатся местные агроусадьбы, которые будут водить туристов к берегам водоемов в поисках чудища, будут разработаны специальные маршруты, организованы фото-и видеоохоты. 

Известно, что Районный краеведческий музей уже предлагает своим посетителям анимационную программу «В гостях у Цмока», во время которой посетители соревнуются друг с другом в различных испытаниях: двигают фишки по карте озера, в котором живет Цмок, пишут имя чудища настоящим гусиным пером, словом, развлекаются на все лады.

Возможно, вскоре на берегу одного из многочисленных озер Лепельщины появится еще и резиденция Цмока!

Планов громадье! А вот осуществятся ли они на деле, каким образом и в каком качестве они будут осуществлены – посмотрим.

Текст: Татьяна Данилушкина

Читать ещё на тему белорусских цмоков:

Белорусский цмок должен зарабатывать деньги

Может ли существовать страна цмоков?

Что говорят о цмоках?

Общенациональная кампания по поиску цмока в Беларуси

Антон Астапович: “Беларуский цмок ел браконьеров и рэкетиров!”

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах