В этом году крупнейшая туристическая выставка ITB проходила в Берлине вот уже в 17-ый раз и я, как представитель туристического портала Holiday.by, не мог пропустить это грандиозное событие. Отправляясь на ITB в Берлине я не знал чего ожидать. Говорят, подобные мероприятия нужно посещать по нарастающей: сначала посетить туристическую выставку в Минске, потом в Москве, ну и в финале уже ехать на выставку мирового масштаба. 

Основной моей целью было увидеть, как представлена Беларусь на мировой арене туриндустрии, а также увидеть, что предлагают другие страны. Мы также провели небольшой эксперимент и попросили нашу знакомую, проживающую в Берлине, устроить белорусской делегации небольшой тест и узнать кое-что о нашей стране, что в ней такого особенного и стоит ли ехать сюда иностранному туристу. Но обо всем по порядку.

Сама выставка настолько огромная, что перемещаться между павильонами нужно не пешком, а на машине. Здание выставочного центра, похожее на космический корабль, даже взглядом охватить сложно. Но в первую очередь нужно найти стенд Беларуси. 

Стенд Беларуси на выставке ITB Berlin

К нашему стенду я шел очень долго, так как нашу страну определили чуть ли не в самый дальний павильон рядом с США, Канадой и стендом по гей-туризму. Об этом, кстати, чуть ниже.

Когда я увидел знакомый “василек” и надпись Belarus, честно признаюсь, даже не удивился. Что-то такое я и ожидал увидеть. Конечно, глупо было предполагать, что наш стенд будет оформлен в каком-нибудь, например, деревенском стиле, рекламируя удивительную природу и сельский отдых (что, кстати, с большим успехом сделала Швейцария или Литва). Но ничего этого не было. Я увидел лишь несколько пластиковых тумбочек, примерно таких же, какие используются на выставке в Минске, несколько плакатов со слоганом “Hospitality without borders” что дословно переводиться как “Гостеприимство без границ”.

Кстати, почему без границ? Кажется, получить визу в Беларусь иностранному туристу не так просто: нужно сделать кучу приглашений, а еще и заплатить немаленькие деньги в виде сбора. Разве это без границ? Или слоган приурочен к Чемпионату мира по хоккею, во время которого иностранный турист, купивший билет на любой матч, может получить визу бесплатно? Тогда стоило написать “Гостеприимство без границ с 9 по 25 мая 2014 года”. Хотя теперь возможности получить визу в Беларусь все же стало больше, достаточно купить билет на любое масштабное спортивное событие и виза у вас в кармане. К таким мероприятиям, помимо чемпионата по хоккею, к примеру, относятся чемпионат по велоспорту и боксу.

Впрочем, основная тематика нашего стенда в этом году - хоккей и красивые девушки. Лицом экспозиции стала Екатерина Бурая, выигравшая в прошлом году Международный конкурс «Мисс Супранешнл» в Варшаве, а теперь конкурс пройдет в Минске и считается, что это событие привлечет в страну туристов-мужчин, ценителей красоты, а чемпионат мира заинтересует мужчин, но уже любителей спорта, так что Минск, готовься.

    Екатерина Бурая, мисс Супранешнл в 2012 году

К сожалению, на стенде не было замечено ничего из того, что могло бы показать нашу культуру, наш быт, нашу историю. Если на других стендах, к примеру, угощали чем-то национальным, то у “нас” я заметил лишь несколько маленьких корзинок с конфетами. Честно сказать, это удивляет, ведь так просто показать нашу национальную кухню, напечь драников и угощать посетителей, сделав из этого целое представление. Или, например, привезти несколько бочонков “Аливарии” и наливать всем желающим. Или привезти наш белорусский шоколад, который ровно год назад вызвал настоящий ажиотаж на туристической выставке в Москве, или другие наши вкусности и показать то, чем в принципе можно гордиться. Вот Чехия или Германия с этим справились потрясающе. Даже на стенде Таиланда можно было попробовать местное и очень вкусное пиво.

Тест Holiday.by: Что рассказывают иностранцам о Беларуси?

А теперь пара слов об эксперименте, который был проведен на выставке. Мы попросили знакомую француженку, постоянно проживающую в Берлине, и никогда не посещавшую Беларусь, посетить вместе со мной наш стенд и пообщаться с представителями нашей страны. Цель – узнать, что за страна Беларусь, и оценить общее впечатление о нашей стране на основе предоставленной информации. От нашей любознательной девушки – несколько наводящих вопросов как-то: на что посмотреть в Беларуси, куда сходить, как развлечься в нашей стране и, конечно, зачем же ехать в Беларусь?

Разговаривала наша француженка, конечно, на немецком языке. Не все представители Беларуси за стендом смогли с нами побеседовать, некоторые из них не говорили даже по-английски. В остальном же, наша делегация справилась хорошо: рассказали о том, где Беларусь находится, немного о Минске и о будущем Чемпионате мира по хоккею 2014. Рассказали и про конкурс красоты Мисс супранешнл 2013, а также пообещали через год 14 новых отелей различной звездности. Мы также узнали, что у нас очень много замков – конечно, основной упор был сделан на Мирский и Лидский замки. На этом презентация страны для гостя нашего стенда была окончена. И, к сожалению, дикого желания приехать и увидеть все своими глазами у нашей француженки не возникло. На самый главный вопрос “а зачем?” мы ответа так и не получили. Наверное, мы еще сами не научились любить свою страну так, чтобы с горящими глазами рассказывать человеку, никогда до этого не приезжавшего в Беларусь, как же здорово и приятно можно тут отдохнуть. Но это уже тема для совершенно другой статьи.

Конечно, на первый взгляд, может показаться, что все очень плохо, но на самом деле это не так. По словам представителей Минского информационного центра в этом году стенд и вообще представление Беларуси на международной арене куда лучше, чем в прошлые года, а это, несомненно, хорошая новость. Надеемся, что с каждым годом, представление нашей страны будет качественно преображаться и на вопрос «Зачем ехать в Беларусь?» можно будет ответить точно также, как и на вопрос «За что вы любите страну, в которой вы живете?».

Интересное на выставке ITB Berlin 2013

Ну и, конечно, расскажу о том, что ещё интересного было на выставке этого года.

Все павильоны разбиты на зоны, чтобы было удобнее ориентироваться. Иногда деление идет по континентам или сферам деятельности: например, компании по аренде авто располагаются в одном павильоне, IT компании в другом, отели в третьем и так далее.

Как я уже писал выше, в этом году большое внимание было уделено гей-туризму, а в одном из павильонов располагался большой информационный стенд. Это направление значит лишь то, что начинают появляться специальные отели или компании, которые могут рекомендовать людям с нетрадиционной сексуальной ориентацией комфортно отдыхать в тех или иных местах. Разрабатываются даже специальные сайты по бронированию отелей (вроде booking.com), на которых можно найти только “гей-френдли” места отдыха. Как оказалось, во всем мире это действительно проблема, ведь не каждый отель готов принимать таких постояльцев, не в каждой стране можно безопасно отдохнуть со своей парой (например, в ОАЭ это вообще под запретом). Если какой-то отель хочет попасть в эту систему и принимать гостей у себя, он должен пройти сложное тестирование и ответить на анкету, состоящую из более чем 121 вопроса. Если тест пройден - отель может попасть в поисковую систему и принимать людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией. При бронировании номера в отеле менеджеры увидят специальную отметку о том, кто забронировал номер и, если необходимо, подготовит его соответствующим образом.

Выставка настолько огромная, что за один день обойти даже половину павильонов невозможно! А еще нужно пообщаться с коллегами, задать интересующие вопросы представителям той или иной страны или туристической компании. Уже через час работы скапливается такое количество буклетов, визиток и каталогов, что невольно задумываешься о сумке побольше. Многие опытные посетители сразу приезжают с чемоданами и ходят с ними весь день, постепенно наполняя нужными материалами.

Большинство стендов принадлежат "странам", а не конкретным турагентствам или операторам, хотя и последних представлено тут достаточно. Каждая страна пытается привлечь к себе как можно больше внимания, разрекламировать себя так, чтобы туристам прямо сейчас же захотелось приехать и увидеть все своими глазами.

Первые три дня выставка закрыта от рядовых туристов - это так называемые бизнес-дни, когда работники туриндустрии обмениваются контактами, знакомятся с новинками, заключают привлекательные контракты. Первый заканчивается вечеринкой: чуть ли не на каждом стенде проходят концерты под бокал чего-нибудь горячительного и вкусного. Не поверите, но вечером царит такая душевная атмосфера, будто вы находитесь среди друзей. Все кругом улыбчивые и общительные, еда вкусна, а музыка приятна, так и хочется пуститься в пляс. И тут невольно понимаешь, что отмечать успешные сделки или выпить за знакомство - отнюдь не русская традиция.

Но вернемся к выставке и к ее участникам. Открывала в этом году ITB Польша, представив абсолютно все свои регионы, туристические места и достопримечательности. Польша также порадовала рекламой своего медицинского туризма, привезя на выставку различное оборудование и специалистов. Тут же можно расслабиться и получить порцию профессионального массажа, без которого, наверное, обойти всю выставку было бы просто невозможно. У Польши, как мне показалось, в этом году был самый большой стенд.

Среди стран, наиболее интересных для туризма, среди наших соотечественников были представлены и Литва, и Латвия, и Украина с Россией. Литва, почему-то, отдельно рекламировала музей Пушкина в Вильнюсе.

У большинства стран есть четкий план продвижения себя на международной арене, эти страны позиционируют себя определенным образом и придерживаются основной идеи из года в год, от выставки к выставке. Так, например, стенд Латвии на ITB выглядел точно так же как и на выставке Buy Lithuania, проходившей в Вильнюсе в феврале этого года. Мы, кстати, также побывали на этой выставке.

В выставке участвуют десятки авиакомпаний, курорты, сотни отелей и компаний по прокату авто, разработчики программного обеспечения. О значимости выставки говорит и тот факт, что ее посещают ежегодно более 100 министров туризма различных стран, а открывает ее канцлер Германии Ангела Меркель. Страна-партнер выставки Индонезия привезла в Берлин более 300 танцоров, показала все аспекты своей жизни, как культурной так и политической. Можно с уверенностью сказать, что ITB - движущая сила всей мировой туриндустрии. 

Здесь создаются тренды, здесь становится понятно, что будет популярно у туристов во всем мире в ближайшие годы. Выставка полезна как работникам сферы туризма, так и обычным путешественникам. И это действительно событие мирового масштаба, которое стоит посетить если не всем, то большинству агентств и туроператоров Беларуси.

Автор и фото: Виктор Комягин

Смотреть ещё фото с выставки ITB Berlin

Подпишись на Holiday.by!

Только отборные материалы в наших каналах